МАОУ СОШ № 54
г. Томск
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Основные понятия

    1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).

    2.Инвалид -лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

    3.Инклюзивное образование -форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие. Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной.

    4Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    В соответствии с федеральным законом - 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    5. Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и действенный профессиональный педагогический инструмент, выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой дошкольного и школьного образования.

    Для обучающихся с ОВЗ используются  специальные  адаптированные образовательные программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
    ·    школа реализует адаптированные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации данных образовательных программ возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
    ·    прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
    ·    по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся организуется индивидуальное обучение на дому;
    ·    вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
    ·    в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работают педагоги-психологи, социальные педагоги и медицинский работник;
    ·    для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
    ·    учителя проходят курсы повышения квалификации по вопросам организации интегрированного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
     

    В МАОУ СОШ №54  имеется полностью оборудованный медицинский медблок: медицинский кабинет   (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место старшей медицинской сестры и врача) и процедурный кабинет.Медблок оснащен медицинским оборудованием и инвентарем в необходимом объеме, медикаменты приобретены в соответствии с утвержденным перечнем. Сроки годности и условия хранения соблюдены. Для обеззараживания  помещений, классов в школе  используют бактерицидные облучатели. Постоянно действует и систематически обновляется стенд медицинской тематики для родителей  и сотрудников.

    Для подъема на этажи инвалида-колясочника используется специальный подъемник. А для передвижения по кабинетам на этаже приобретена инвалидная коляска.

    В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» МАОУ СОШ №54  создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.

    Основные направления охраны здоровья:

     • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

    • организация питания обучающихся;

    • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

    • пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

    • организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

    • прохождениеобучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

    • профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;

    • обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе; 

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ в наличии.

    В МАОУ СОШ № 54 имеются следующие специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

    - мультимедийные средства:

    - мультимедийные проекторы;

    - интерактивные доски;

    - компьютеры, ноутбуки;

    - принтеры, сканеры

    В целях доступности получения образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья обеспечено наличие альтернативной версии официального сайта МАОУ СОШ № 54 в сети «Интернет» для слабовидящих.

    Сведения об условиях питания

    Для обучающихся предусмотрена организация горячего питания. В соответствии с законодательством обеспечено бесплатное питание для обучающихся начальных классов. Организовано льготное питание для обучающихся с ОВЗ и инвалидов. В столовой предусмотрена зона, где расположены умывальники с подачей воды. Пищеблок осуществляет производственную деятельность в полном объеме

    Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

    Созданы условия для обучения лиц с ОВЗ, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода к обучению: работают педагоги, педагог – психолог, учитель – логопед, медицинский пункт, так же созданы психолого педагогические и материально технические условия для комфортного обучения. Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом – психологом, логопедом. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.  Педагоги школы систематически проходят курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ.

    Наличие оборудованных учебных кабинетов, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и с лицам с ОВЗ

    Дети инвалиды и лицами с ограниченными возможностями здоровья обучается в две смены. Инвалиды и лица с ОВЗ (это: слабослышащие, с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата) обучаются в рамках инклюзивного образования.   Для них на общих основаниях доступны все учебные кабинеты, спортивные залы и стадион, библиотечно-информационный центр, бесплатные учебники.

    Информационные ресурсы для родителей детей с ОВЗ

    Уважаемые родители!

    Предлагаем Вам подборку информационных ресурсов, которые, возможно, будут для Вас полезны и помогут найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимую информацию и поддержку.

    http://ovz.ipk74.ru – «Понимаем. Принимаем. Помогаем».

     Информационный ресурс ориентирован на информирование родительской аудитории по вопросам правового регулирования обучения, воспитания «особых» детей, их социализации. В разделе «Мой ребёнок!» отражены психофизиологические особенности таких детей, особенности формирования среды их развития. В разделе «Учимся вместе»  даны рекомендации по отбору программ обучения в образовательных организациях. Раздел «Решаем проблемы вместе» предоставляет возможность получить консультацию психолога и дефектолога. Имеется подборка тематических ссылок на ресурсы сети Интернет, которыми могут воспользоваться родители детей с ОВЗ.

    http://voi-deti.ru/ – информационный сайт «Родительский клуб». 

     Сайт освещает последние новости, законы, касающиеся льгот, прав и обязанностей, подробную информацию о том, как оформить инвалидность. Представлена база данных, содержащая сведения о реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, благотворительных фондах, родительских организациях, образовательных учреждениях РФ, принимающих на обучение детей-инвалидов.

    http://invamama.ru/alalia/ – «Общение мам «особых» деток».

     Форум для родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, слуха, речи и т. п. позволяет родителям делиться своими проблемами и опытом воспитания «особых» детей.

    http://ovz.zabedu.ru/ – информационный портал для родителей детей-инвалидов «Особый ребёнок».

     Разделы Интернет-ресурса содержат советы о воспитании детей с различной категорией инвалидности и ограниченными возможностями здоровья, информацию о правах и льготах для детей-инвалидов и их семей, советы различных специалистов, перечень учреждений социальной защиты и реабилитации.

    www.defectolog.ru - «Дефектолог».

      Ресурс посвящён вопросам развития детей с ОВЗ. Посетив данный сайт, родители могут узнать о возрастных нормах развития ребёнка, найти рекомендации дефектолога, логопеда, психолога, познакомиться с развивающими играми, пообщаться на форуме с другими родителями и специалистами.

    https://semya-tomsk.ru/

    Муниципальное автономное учреждение "Центр профилактики и социальной адаптации "Семья" является подведомственным учреждением Управления социальной политики администрации Города Томска.

    Центр «Семья» оказывает услуги всем нуждающимся гражданам, проживающим в городе Томске, в психологической, социальной и юридической помощи, по следующим направлениям:

    СЛУЖБА ПСИХОЛОГОВ: индивидуальное и семейное консультирование; тренинги, семинары, лекции и мастер-классы.

    ПОМОЩЬ ЖЕНЩИНАМ: социальная реабилитация; помощь женщинам, пострадавшим от домашнего насилия.

    ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ: кабинет Монтессори; логопункт; песочная терапия, арт-терапия.

    СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ: семьям, дети которых посещают частные детские сады; многодетным семьям; другим категориям граждан

    ПОДДЕРЖКА ЛЮДЕЙ С ОВЗ: бесплатный проезд на специализированном транспорте; индивидуальное консультирование; групповые и инклюзивные занятия.

    ЗАЛ РЕАБИЛИТАЦИИ: тренажерный зал; занятия с инструктором; занятия для людей с ОВЗ.

    Для семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (многодетные, малообеспеченные, погорельцы и др.) работает «Салон дареных вещей» по адресу: ул.Говорова,76/1 (по предварительной записи).

    В Центре Вы можете получить услуги следующих специалистов:

    -юрисконсульта;

    -психолога;

    -логопеда;

    -специалиста по социальной работе.

    Работа ведется как в индивидуальном порядке, так и в группах, по предварительной записи по тел. 72-02-09 (ул.Вершинина, 25), 62-44-00 (ул.Говорова,76/1). Часы работы с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00; обед: с 13:00 до 14:00; суббота и воскресенье - выходные дни.

    https://vk.com/govori__legko

    Центр развития речи "Говори Легко" проводит коррекционные и обучающие занятия для взрослых и детей по следующим направлениям:

    ✔Логопед для взрослых и детей с 3-х лет (индивидуально)

    ✔Психолог (детский/ взрослый/ семейный

    ✔Подготовка к школе для детей с 6 лет

    ✔Исправление почерка (для детей с 7 лет)

    ✔Изонить для детей от 5 лет (создание художественных образов с помощью нитевых волокон.

    Дополнительная информация по телефону: 8-952-893-54-94
    Можно писать на этот номер в What'sApp

    https://logoped-tomsk.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=pryamo&utm_content=16526486748&utm_term=говори%20легко%20томск&yclid=3884739851799232511

    Центр предоставляет полный спектр логопедических и психологических услуг для детей и взрослых.

    https://autizm-aura.ru/

    Организация психолого-медико-педагогической и правовой поддержки семей с детьми с РАС. Содействие созданию реабилитационного центра, дошкольных групп, школьных классов и учреждений профессионального образования для детей с РАС.

    Организация различных программ занятости для людей с РАС, помощь в их трудоустройстве, содействие созданию центров временного пребывания и постоянного проживания для людей с РАС.

    Организация обучающих мероприятий для родителей и специалистов.

    https://disk.yandex.ru/i/cZgRS7-IB1h8sw

    Психологические приемы активизации внимания и познавательного интереса у    обучающихся с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) в процессе дистанционного обучения

    https://disk.yandex.ru/i/8VL0owqA-VZI4w

    Психологическая безопасность школьников, подростков и юношей с РАС в интернете

    https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Marshrutizator-kompleksnogo-PPS.pdf

    Маршрутизатор комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Formirovanie-kommunikativnoj-gotovnosti-k-shkolnomu-obucheniju-detej-s-NODA_metodicheskoe-posobie-dlya-roditelej.pdf

    Формирование коммуникативной готовности к школьному обучению детей с НОДА

    https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Kak-postroit-vzaimodejstvie-so-svoim-rebenkom_rekomendacii-psihologa-roditelyam-podrostkov-s-ZPR_metodicheskoe-posobie-dlya-roditelej.pdf

    Как построить взаимодействие со своим ребенком рекомендации психолога родителям подростков с ЗПР

    https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Igraya-razvivaem_sovety-roditelyam-detej-s-TMNR_metodicheskoe-posobie-dlya-roditelej.pdf

    Играя, развиваем советы родителям детей с ТМНР

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie